– В чем состоит сущность развития психического существа?
– Индивидуализация, рост способности усваивать весь жизненный опыт человека и выстраивать его должным образом вокруг божественного центра.
Цель психического существа – сформировать самобытное существо, индивидуализированное, «персонализированное» вокруг божественного центра. Обычно, если человек не занимается практикой йоги и его сознание не развито, весь опыт его внешней жизни протекает, не оказывая организующего влияния на внутреннее существо, психическое же существо организует усвоение опыта, чтобы с помощью определенной последовательности опытов создать в существе соответствующее отношение к Божественному. Поэтому оно осуществляет для индивида поиск всех обстоятельств, благоприятствующих полноте и завершенности данного ряда опытов, чтобы реализовать нужное отношение к Божественному. Возьмем, например, случай, когда вам нужно усвоить опыт благородного поведения в жизни; благородство – свойство характера, которое заставляет вас поступать не так, как обычный человек, проявлять смелость и мужество, со стороны иногда кажущиеся безрассудством, но вы не можете вести себя иначе, потому что положение, избранная вами позиция, сам смысл опыта требуют, чтобы вы встречали опасность лицом к лицу, не выказывая ни тени страха. Недавно я обещала вам объяснить, какой опыт можно приобрести при воплощении в условиях королевской жизни. Король – это обычный человек, такой же, как все, его сознание ничем особенным не отличается, но, поскольку в глазах народа это фигура символическая, он вынужден делать то, чего никогда бы не смог, будь он обыкновенным человеком. Я знаю это по опыту, а также благодаря фотографиям, которые мне довелось увидеть. Это был ряд фотоснимков, показывающих короля некоего государства в одной реальной конкретной ситуации: произошло событие, которое могло закончиться покушением на его жизнь, но этого не случилось. На этих фотографиях король производит смотр своим войскам. Неожиданно некто бросился к нему, может быть, с недобрыми намерениями, а может быть, и без всякого умысла, потому что все кончилось мирно, но, как бы то ни было, король остался совершенно спокойным и невозмутимым, по-прежнему улыбаясь и не двигаясь со своего места, а между тем он был у всех на виду, то есть отличной мишенью для всякого, кто захотел бы напасть на него и причинить вред. Насколько мне известно, тот король не был героем, но как король обратиться в бегство он не имел права. Это было бы недостойно его звания, и он сохранил спокойствие, не поддавшись панике и внешне не выказав никакого страха. Это пример того, чему может научить жизнь короля.
Сюда же подходит известный и действительно происшедший эпизод с королевой Елизаветой. В последние дни своей жизни она была очень тяжело больна. В стране в то время было неспокойно, и по поводу налогов группа людей (видимо, коммерсантов) направила к ней делегацию с прошением от имени определенной части населения. Королева находилась в постели, когда ей доложили о просителях, она была больна настолько, что едва держалась на ногах. Но она встала и оделась для приема. Ухаживающая за ней женщина в ужасе вскричала: «Что вы, вы же умрете от этого!» На что королева спокойно ответила: «Мы умрем несколько позже»… Это единичные примеры из всего ряда опытов, приобретаемых человеком, живущим жизнью королевской особы, и оправдывающих обоснованность выбора психического существа, принявшего подобное воплощение.
Именно такого рода воспоминания о прошедших жизнях доказывают достоверность опыта воплощения. Обычно же люди рассказывают, как у них на протяжении всех прошлых жизней происходил постоянный духовный рост, их личность приобретала все более неординарные, эпатажные черты, а окружающая обстановка обрастала всё большими чудесами! Все это неправда, ничего подобного никогда не бывает. Психическое существо при каждом воплощении придерживается определенной линии жизненного пути, позволяющей развить определенные свойства, способности и так далее, но ему всегда точно известно всё то, чего на этом жизненном пути не хватает, и оно может избрать полностью противоположную линию в следующем воплощении, отрицающую, если можно так выразиться, опыт данной, чтобы приобрести опыт, дополняющий предыдущий.
Мать. Вопросы и Ответы, 1950-1951гг.