Все, кого психическое существо позвало на духовный путь, обладают способностью следовать по этому пути и могут достичь цели, если они разовьют в себе целеустремленность и сосредоточат все свои усилия на достижении этой цели. Но при этом каждому садхаку неизбежно приходится иметь дело с двумя элементами в своей природе – внутренним существом, которое стремится к Божественному и хочет заниматься садханой, и внешним, преимущественно витальным и физическим существом, которое не интересуется ни садханой, ни Божественным и остается привязанным к ценностям обычной жизни. Ум иногда оказывается под влиянием одного, а иногда под влиянием другого существа. И в этой ситуации одна из самых важных задач – окончательно разрешить конфликт между двумя этими частями и с помощью психического стремления, твердой ментальной воли, правильного мышления и выбора высшего витала в эмоциональном существе убедить или заставить противоборствующие элементы сначала успокоиться, а затем подчиниться. Пока человек не сделает этого, его продвижение вперед будет либо очень медленным, либо неустойчивым и затрудненным, так как внутреннее стремление не сможет сохраняться постоянно или всегда приводить к нужным результатам. Кроме того, пока конфликт не разрешен, вероятнее всего, периодически будут возникать бунты витала, жалобы по поводу медленного прогресса, приступы отчаяния и уныния, настойчивые мысли о непригодности адхары; прежняя жизнь опять начнет манить к себе и обстоятельства будут складываться таким образом, чтобы подтвердить ее привлекательность; от людей и невидимых сил станут приходить внушения, призывающие садхака прекратить садхану и вернуться к обычной жизни. Несмотря на то, что эта жизнь уже не сможет принести ему какого-либо реального удовлетворения.
Обстоятельства, в которых вы оказались, не отличаются от тех, в которых сначала оказываются и потом долгое время находятся большинство людей, приступающих к садхане. Вы отказались от семейной жизни, но что-то в вашем витале все еще помнит и сожалеет о ней, и именно эти воспоминания используются для того, чтобы побудить вас к отъезду. К тому же этому способствует витальное нетерпение, вызванное отсутствием стремительного духовного прогресса или способности постоянно пребывать в хорошем состоянии, – а это даже величайшие садхаки обретают не сразу. Сложившиеся обстоятельства еще более усилили вашу тоску по дому – болезнь Х, увещевания вашего мужа, оставившего на время ругань и начавшего заискивать и льстить, умолять и обещать, достигли своей цели и смягчили вас, заставив ослабить защиту. К тому же витальная Природа и ее силы внушают всевозможные негативные мысли, например, что вы непригодны, что у вас нет стремления, что Мать и Шри Ауробиндо не помогают вам, недовольны вами, не уделяют вам внимания и что лучше уехать домой.
Большинство садхаков успешно прошли через все эти испытания и оставили позади бремя прежних уз. И нет причин, по которым вы не смогли бы сделать то же самое. Наша помощь остается постоянной и неизменной, не бывает так, что мы на какое-то время прекращаем ее оказывать или предоставляем ее одним и лишаем ее других. Помощь всегда оказывается всем, кто прилагает усилия и стремится достичь цели. Но вы должны быть неизменны в своем стремлении и не принимать на веру или не прислушиваться к тем внушениям, которые приходят извне или принимают форму ваших собственных нездоровых мыслей и депрессивных состояний – вы должны бороться с ними и преодолеть их. Для того чтобы одержать окончательную победу, может потребоваться больше или меньше времени, в зависимости от энергии, которую вы будете вкладывать в борьбу с ними, и решимости преодолеть их. Но любой человек должен прилагать такого рода усилия, чтобы победить и подчинить себе свою старую витальную природу.
А что касается вашего отъезда, то вам необходимо беспристрастно взглянуть на себя и ясно понять, что вас к этому подталкивает. Все разговоры о неспособности к садхане совершенно беспочвенны. Это лишь предлог, используемый противостоящими витальными элементами и поддерживаемый внушениями враждебных сил. Если вы скажете, что вы настолько привязаны к мужу и сыну или другим членам семьи, что ваша душа и ее стремление бессильны против этого, и что дом ваше истинное место, тогда, конечно, ваш отъезд неизбежен – но, применительно к вашему случаю, едва ли можно поверить в истинность такого заявления. Или если бы вы сказали, что тяга еще настолько сильна, что, по вашему мнению, лучше на время уехать, чтобы проверить себя и исчерпать это желание, то, принимая во внимание столь мощное противостояние витала, это на какое-то время могло бы быть правильным решением; и мы бы не сказали «нет», как мы не говорили «нет», когда вы захотели уехать, чтобы ухаживать за Х. Но даже в этом случае было бы разумнее все хорошенько взвесить и не принимать решения под влиянием своего теперешнего состояния, которое при ином стечении обстоятельств могло оказаться временным явлением. Письма вашего мужа мы в расчет не принимаем; он всегда писал очень слезные письма, когда видел, что есть надежда склонить вас к отъезду, но в остальные периоды времени тон его писем был совершенно другим.
Я ответил детально на ваш вопрос. Мы считаем, что самая правильная позиция – это неуклонно следовать по своему пути, невзирая ни на какие трудности, до тех пор, пока не будет обретен контроль над ситуацией и путь не станет легче. Но окончательное решение остается за самим садхаком – правильное решение может быть предложено ему, но не навзано.
Шри Ауробиндо. Письма о Йоге, т.6